АБЗАЦ 7 ПУНКТА 1 ПРИЛОЖЕНИЯ 3 К ОСНОВНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ 442 – ОЧЕРЕДНОЙ КОЗЫРЬ В РУКАХ МОНОПОЛИСТА! | ЭнергоПраво

29 сентября 2017 года вступили в силу очередные нововведения к Основным положениям 442, внесенные Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, а также применения печатей хозяйственных обществ».

В частности, расширен абзац 7 п. 1 Приложения 3 к Основным положениям 442, ранее регламентирующий случаи расчета безучетного потребления (так называемый расчет безучетного потребления по «сечению вводного кабеля») в случае, если в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, отсутствовали данные о величине максимальной мощности.

Теперь же расчет безучетного потребления по формулам для однофазного и трехфазного вводов («по сечению кабеля») производится помимо случая отсутствия в договоре величины максимальной мощности еще и в случае, если при выявлении безучетного потребления было выявлено использование потребителем мощности, величина которой превышает величину максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанную в договоре. Формула расчета выглядит следующим образом:

для однофазного ввода:

1

для трехфазного ввода:

2

где:

3 — допустимая длительная токовая нагрузка вводного провода (кабеля), А;

4 — номинальное фазное напряжение, кВ;

5 — коэффициент мощности при максимуме нагрузки. При отсутствии данных в договоре коэффициент принимается равным 0,9;

T — количество часов в расчетном периоде, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 4380 часов . (1)

Как происходит на деле и чем в который раз ухудшено положение Потребителя как более слабой стороны правоотношения в электроэнергетике?

А тем, что после вступления в силу данной поправки закона инженеры-инспекторы сетевых организаций повсеместно начали проводить проверки приборов (систем) учета в первоочередную замеряя силу тока в первичной цепи по фазам.

Исходя из своей юридической практики за прошедший год после вступления в силу данной поправки можем смело заявить: «Думается, что инспекторы сетевых организаций специально устраивают такие проверки Потребителям, у которых заранее известно отсутствует величина максимальной мощности в договоре энергоснабжения, а величина разрешенной мощности 15-20 лет как не менялась…» Поскольку акцент таких проверок делается на замеры силы тока в первичной цепи по существующим фазам и вторично уже находятся какие-либо надуманные нарушения у прибора, трансформаторов или автоматов защиты. И при установлении малейшего превышения в совокупности с выявленными (зачастую визуально) замечаниями Потребителю торжественно вручают Акт безучетного потребления раз в 10 превышающий фактическое потребление.

А как было раньше, спросите Вы?

Раньше, если такие замеры и проводились (даже в ходе проверки на предмет наличия безучетного потребления), то максимальным последствием было предписание о необходимости обращения в сетевую организацию в целях увеличения присоединенной максимальной мощности, а не расчет безучетного потребления по «сечению вводного кабеля», итогом которого является вменение Потребителю «миллионных сумм».

Кроме того, хотелось бы еще акцентировать внимание на следующем. Полагаем, что в целом в сложившейся ситуации есть вина и самих сетевых организаций.

Если проанализировать десяток другой актов о безучетном потреблении и судебных правовых позиций сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, то можно усмотреть, что последние также обосновывают превышение завышенными метрологическими характеристиками приборов учета и вводных автоматов защиты спорных Потребителей.

Однако в силу норм Основных положений 442 сотрудники сетевых организаций в ходе процедуры допуска прибора (системы) учета в эксплуатацию обязаны проверять соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям основных положений в части его метрологических характеристик. И если в ходе процедуры допуска будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании, то в

допуске в эксплуатацию такого прибора учета должно быть отказано с указанием причин отказа.

Аналогично можно сказать и об устанавливаемых вводных автоматах защиты, предназначенных для отключения подачи электроэнергии, в случае перегрузки сети, вызванной подключением мощности, превышающей параметры автомата.

Таким образом, несмотря на то, что в большинстве случаев самими специалистами сетевых организаций задолго до проверок были допущены в эксплуатацию системы учета с завышенными метрологическими характеристиками, позволяющие потреблять мощность выше максимальной разрешенной, то при случае выявления безучетного потребления вся вина за превышение потребления мощности перекладывается на Потребителя.

А последствием является «многомиллионный» расчет безучетного потребления «по сечению вводного кабеля».

 

 

Дмитриева А.А.

ЭнергоПраво

 

——————————————

[1] Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 01.01.2024) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии».

Компания ЭнергоПраво © 2018 - 2024. Все права защищены.