БЕСХОЗЯЙНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ, КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И КАКОВА ИХ СУДЬБА? | ЭнергоПраво

В данной статье попробуем ответить на вопрос: «Бесхозяйные электрические сети – чья же это зона ответственности и кого законодатель обязывает определить их дальнейшую судьбу».

В соответствии с п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередач относятся к линейным объектам недвижимости, право собственности на которые, в силу положений статей ГК РФ, статьи 25 ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ возникает с момента его госрегистрации в органах Росреестра.

В соответствии с ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Аналогичное определение дано в ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, также подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правообладание недвижимым имуществом подлежит регистрации в органе государственной регистрации прав.

Как правило записи о правообладателе бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства в ЕГРП отсутствуют.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую отказался.

В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Пункт 4 части 1 статьи 15 указанного Закона к вопросам местного значения муниципального района относит организацию электроснабжения и газоснабжения поселений, из чего следует, что органы местного самоуправления в целях исполнения возложенных на них обязанностей должны принимать меры по обращению в органы Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на учет.

Согласно положениям Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены следующие обязательные мероприятия, связанные с обеспечением эксплуатации бесхозяйственных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение (подлежащие включению в региональные и муниципальные программы):

1) выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, включая электроснабжение;

2) организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества;

3) признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (п. 4 ч. 6 ст. 14);

4) организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами (п. 5 ч. 6 ст. 14).

В этой связи, администрация, будучи органом местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное имущество, обязана проводить работу по выявлению бесхозяйных объектов и в случае их наличия обратиться в орган государственной регистрации прав с заявлением о постановке бесхозяйного имущества на учет. После чего определить эксплуатирующую бесхозяйные объекты энергоснабжения организацию.

При этом законодателем не установлены иные участники гражданского оборота, имеющие право на направление заявления о постановке на учет таких объектов.

Таким образом, никем иным как местной администрацией должна перманентно проводиться работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов и определению их дальнейшей судьбы.

Компания ЭнергоПраво © 2018 - 2024. Все права защищены.